Министерство экономики и устойчивого развития Грузии является структурой, в которой наиболее часто происходят различные кадровые изменения. За прошедшие после революции роз 7 лет в этом ведо
Министерство экономики и устойчивого развития Грузии является структурой, в которой наиболее часто происходят различные кадровые изменения. За прошедшие после «революции роз» 7 лет в этом ведомстве сменились 10 министров, начиная от российского предпринимателя Кахи Бендукидзе и кончая «бизнесменом из Канады» Вероникой Кобалия , а каждый новый министр, как правило, производил кадровую чистку и приводил с собой свою команду заместителей и помощников.
В разные годы судьбы грузинской экономики решали далекие от этой сферы лица, в числе которых были бывший министр обороны Ираклий Окруашвили (меньше всего — около недели — продержавшийся на этом посту), бывший руководитель президентской администрации Екатерина Шарашидзе , бывшие дипломаты Лаша Жвания и Зураб Пололикашвили , еще один бывший глава администрации президента Георгий Арвеладзе и многие другие. Последней этот пост заняла приехавшая по приглашению президента Грузии Михаила Саакашвили Вероника Кобалия из Канады, которая, по официальным сведениям, занималась там бизнесом и имела свою пекарню. И хотя каждый новый министр обещал не лишать работы тех, кто работал во вверяемом ему министерстве, кадровый отсев он все же производился, и молодая Кобалия не стала в этом плане исключением. Одним из последних ее кадровых решений было отправление в отставку с поста заместителя министра Урузмага Каркусова .
Каркусов был назначен на этот пост в сентябре 2007 года, и тогдашний министр экономики Георгий Арвеладзе разъяснил, что это решение принято с целью ускорения интеграции и экономического развития Южной Осетии. Ранее он возглавлял созданное по инициативе Михаила Саакашвили так называемое альтернативное правительство Южной Осетии, которое покинуло контролируемые грузинской стороной территории Цхинвальского региона после августовской войны 2008 года и сегодня существует лишь формально во главе с альтернативным президентом Дмитрием Санакоевым , участвующим вместе с грузинской делегацией в переговорах по урегулированию конфликта, в том числе в Женевских консультациях.
Увольняя Каркусова, Вероника Кобалия пояснила, что тот не знает грузинского языка и отправляется в отставку из-за этого, а также из-за самовольного отъезда в командировку. В то же время сотрудники министерства в частных беседах отмечают, что и сама министр особым знанием грузинского не отличается.
Причины своей отставки сам Каркусов видит в том, что властям Грузии не понравилась составленная им новая экономическая программа и его вступление в политическую партию. Как говорится в распространенном супругой Каркусова через грузинские СМИ заявлении бывшего замминистра, эта экономическая программа стала платформой вновь созданной политической партии «Демократическое обновление — Наша Грузия воссияет (Наши)».
Согласно заявлению Урузмага Каркусова, в своей экономической программе он говорит о необходимости демократического развития страны и субсидирования малого бизнеса. Он критикует правительство Грузии за неправиль
1af8
ное развитие экономики и подчеркивает, что дела в грузинской экономике обстоят хуже, чем у находящейся в экономической блокаде Армении. По мнению Каркусова, в Грузии ситуация намного хуже, чем во многих тоталитарных и коррумпированных странах, так как здесь правительство постоянно терроризирует, арестовывает и штрафует малых предпринимателей.
Бывший замминистра подчеркивает, что Грузия не является демократическим государством, так как «в демократическом государстве каждый человек, в том числе и заместитель министра, имеет право высказывать свое мнение, не боясь подвергнуться увольнению, аресту или другому давлению», а в Грузии, как выяснил он на собственном опыте, это вовсе не так.
ИА REGNUM Новости попросило эксперта Мамуку Арешидзе прокомментировать ситуацию в министерстве экономики и в грузинской экономике в целом. По заявлению Арешидзе, ротации в министерстве экономики и устойчивого развития Грузии происходят довольно часто. Каркусов, по словам эксперта, был «особенным кадром» в правительстве Грузии (особенным в кавычках, отметил он), но с незнанием грузинского его увольнение вряд ли связано (тем более, что сам министр особенным знанием грузинского не отличается). Более обоснованным мотивом Арешидзе считает увольнение из-за самовольных командировок. О новой политической партии, которая взяла за основу экономическую программу Каркусова, Арешидзе ничего не слышал и об оппозиционных настроениях бывшего замминистра ему также не известно.
В то же время эксперт подчеркивает, что ситуация в министерстве экономики и в грузинской экономике в целом неблагоприятная, а частые ротации в системе министерства свидетельствуют о том, что у правительства отсутствует ориентированная на долгосрочное развитие и охватывающая все отрасли экономики политика.
«Приходит новый министр и объявляет новые приоритеты, новые подходы, начинает решение организационных и кадровых вопросов. Не понимаю, почему приоритетами в экономике должны быть только развитие туризма и инфраструктуры. Может быть, у нового министра есть какие-то планы и в отношении других отраслей, но широкой общественности о них ничего не известно», — отмечает Арешидзе.
По его оценке, за весь период после «революции» роз министерством экономики Грузии ни один профессионал-экономист не руководил. «У нас не было ни одного министра, знающего экономику, и ни одного хорошего менеджера в этой сфере. Не понимаю, по какой причине уволили в свое время Лашу Жвания или Зураба Пололикашвили. Они все-таки были хорошими и опытными дипломатами и работали неплохо», — отметил Арешидзе.