Галичина: записки очевидца

И создал Бог землю. И, по образу и подобию своему, создал Бог человека. И от этого человека – Адама и жены его Евы произошли все живущие на земле. А в веке 21 от рождества Христова, один из потомков Адама и Евы, глядя на другого, такого же потомка, исступленно кричит – « Дякую тоби Боже, що я не москаль!» Это Галичина Галичина вчерашняя, сегодняшняя и такая, какой она будет еще долго. Ибо семена зла посеяны давно и корни их глубоки. Положение в Галичине многих…


  Галичина: записки очевидца

И создал Бог землю. И, по образу и подобию своему, создал Бог человека. И от этого человека – Адама и жены его Евы произошли все живущие на земле. А в веке 21 от рождества Христова, один из потомков Адама и Евы, глядя на другого, такого же потомка, исступленно кричит – « Дякую тоби Боже, що я не москаль!» Это Галичина Галичина вчерашняя, сегодняшняя и такая, какой она будет еще долго. Ибо семена зла посеяны давно и корни их глубоки.

Положение в Галичине многих интересует и уже давно обсуждается на всех уровнях. Считаю, что при оценках щедро раздаваемых Галичине и ее жителям упускается из виду одно, чрезвычайно важное обстоятельство. Ни один из ныне существующих регионов Украины, не подвергался такому жестокому национальному и религиозному гнету, на протяжении более 500 лет, как Галичина. Именно этот пресс, а также проведенная в конце19 века-начале20 века, повальная украинизация Галичины, породили этот этнос, который мы сейчас называем галичанами, или западными украинцами. Изменилось ли, с течением времени, население края, его взгляды ,настроения?

В целом галичане изменились. По сравнению с советским периодом , они стали более свободными раскованными. Иногда, даже развязными.

До вхождения в УССР, галичане были повально неграмотными. В СССР им дали образование. Они впервые воочию увидели, что такое социальная защита населения. Сейчас уровень образованности в Галичине значительно снизился. Одна моя знакомая, учительница, сказала, что несмотря на все усилия учителей, из школы выходят тупоголовые кретины. Которые затем все поступают в ВУЗы. В принципе, все население Галичины умеет писать, читать и считать. Многие умеют еще больше. Но, в целом, интеллектуальный уровень региона, значительно ниже остальных регионов Украины.

При украинизации галичан, в их сознание был внедрен некий императив – русофобия. Он был подкреплен на практике тем, что половина населения отказалась украинизироваться, и новые украинцы прониклись к ним враждебными чувствами. А затем они приняли участие в расправе над Галицкими русинами и осознали, что русским быть еще и опасно. Эта русофобия до сих пор присутствует в поведении каждого галичанина – в большей или меньшей степени. Русских, здесь, иначе, чем москалями, не называют.

Все 20 лет независимости, усилиями власть предержащих в сознание галичан внедрялся миф об их уникальности, о том, что они одни являются носителями праукраинского языка, культуры и самого духа украинской нации. Это спровоцировало в поведении ряда галичан проявление зазнайства и высокомерия. Тем самым были созданы предпосылки для возрождения галицкого национализма и его перерастания в политическое движение. Что мы и видим сегодня.

В одном из своих многочисленных интервью, Тарас Черновил, выделил такую черту галичан, как категоричность. Что он подразумевал под этим термином –
1ea6
неясно. Я же считаю, что речь должна идти не о категоричности, а о таких чертах, как недоверчивость ко всем негаличанам, да и к своим тоже, если они из другого села, города. Внешне галичане вежливы и даже приветливы. Но такого добродушия, гостеприимства, как в других регионах Украины, вы здесь не встретите.

Грустный исторический опыт породил у галичан стойкую неприязнь ко всем органам власти, без исключения. Этот же опыт поддерживает здесь самый высокий уровень коррупции. Здесь всегда давали хабар. Даже в советские времена здесь, почти на всех уровнях, давали и брали взятки. А нынешнее положение иначе, чем беспредел назвать нельзя.

Именно неприязнь к «чужакам», местечковая философия, приводят к тому, что галичане всегда будут голосовать за «своих», независимо от их политической окраски. Потому-то здесь так сильны позиции правых и нацистских партий и организаций. Именно поэтому галичане не будут винить в своих бедах «своих» политиков. Для них виноваты всегда другие – москали, донецкие, да кто угодно – но только не они сами.

Все галичане имеют крайне преувеличенное представление о своих правах. В то же время свои обязанности они полностью игнорируют. Им глубоко плевать на права других, в том числе и своих земляков и даже соседей. Именно этим и вызван тот высокомерный тон, с каким Галицкая псевдоинтеллигенция указывает всей Украине, по каким законам она должна жить. Наиболее правильное название этой черты галичан – гипертрофированный эгоизм.

Существует расхожее мнение о всеобщей и искренней религиозности Галичины. Однако следует различать религиозность и истинную веру. Большинство галичан именно религиозны. Они соблюдают все праздники (даже чересчур – ни в одном регионе Украины нет столько праздничных и выходных дней), все церковные ритуалы. Но что до того чтобы жить по Евангелию – отнюдь ! При внешней религиозности галичан, верующих среди них совсем мало. К этой показухе они привыкли, и она заменяет им истинную веру. И даже в этой сфере проявляется их расовая и национальная нетерпимость. Ряд священников православной и католической церквей пытались ввести в своих приходах хотя бы одну-две службы в неделю на русском языке. Какой шквал негодования и проклятий вызвало это предложение!

Так изменились ли галичане ? Эволюционируют ли их взгляды, их внутреннее содержание? Да, они изменились, внешне. Побывав на заработках в Европе, они приобрели некоторое представление о цивилизованной жизни. Очень часто искаженное. Внутренне они остались такими же, какими их сделал 500-летний гнет и программа украинизации. Надеяться на какую-то эволюцию галичан и их возвращение в Русский мир – нелепо и утопично. Честно говоря, они уже и не совсем славяне, а уж тем более не русские.

Считаю необходимым уточнить, что среди галичан есть умные и вполне адекватные люди. Есть небольшое число людей до сих пор считающих себя русинами. Но не они определяют климат в этом регионе.

Приведенные мною оценки поведения галичан и их мотивации – есть величина средняя. То есть описанные качества характерны для абсолютного большинства галичан — в большей или меньшей степени.

Я намеренно не приводил конкретных примеров, так как надеюсь в последующем развить отдельные тезисы этого материала и буду благодарен читателям нашего сайта за их комментарии и вопросы, которые помогут мне определиться со следующими темами.