Одобренный Думой проект критикуют за слабую социальную политику и сырьевую направленность.В конце прошлой недели Госдума голосами 314 депутатов одобрила в первом чтении проект федерального бюджета на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов. Иного в парламенте, где партия, дружно голосующая за практически любые законопроекты, поступающие из правительства, располагает большинством депутатов, ожидать было сложно. Но за что же думцы проголосовали на этот раз?Основой бюджета стал умеренно-оптимистический…
Одобренный Думой проект критикуют за слабую социальную политику и сырьевую направленность.
В конце прошлой недели Госдума голосами 314 депутатов одобрила в первом чтении проект федерального бюджета на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов. Иного в парламенте, где партия, дружно голосующая за практически любые законопроекты, поступающие из правительства, располагает большинством депутатов, ожидать было сложно. Но за что же думцы проголосовали на этот раз?
Основой бюджета стал умеренно-оптимистический вариант развития экономики России, разработанный Минэкономразвития. По признанию самих разработчиков прогноза, в его основу легли такие документы, как Основные направления деятельности правительства и Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Также учитывались задачи, поставленные президентом в Послании Федеральному Собранию и в Бюджетном послании о бюджетной политике в 2011-2013 годах.
Окончание мирового финансового кризиса – вопрос пока что дискуссионный, а антикризисные денежные вливания уже необратимо увеличили расходы госбюджета. Компенсировать затраты планируется за счет повышения налоговой и долговой нагрузки. По расчетам Минфина, суммарное повышение налогового бремени в 2011 году составит 2,1% ВВП, рост же госдолга в ближайшие три года не превысит 18% ВВП (скорее всего, именно этой цифры он и достигнет). Как объяснил депутатам, представляя в Думе проект бюджета, глава Минфина Алексей Кудрин: «Наша бюджетная политика – обеспечить при любых ценах на нефть выполнение государственных обязательств, всех основных социальных программ».
Однако представители думской оппозиции не согласны с заявлениями правительства. Первый заместитель руководителя думской фракции «Справедливая Россия» Оксана Дмитриева отметила, что новый бюджет будет способствовать раскручиванию пирамиды госдолга. Растет инфляция издержек, поскольку тарифы увеличиваются втрое быстрее прогнозируемой инфляции. Подавляется рост промышленности за счет повышения страховых взносов. Подавляется малый бизнес. С другой стороны, Дмитриева обращает внимание на странности распределения бюджетных средств: «Вы говорите, бюджетники могут подождать, на индексацию зарплат в образовании предусмотрены 5 миллиардов рублей. А вот «Роснано» – 25 миллиардов рублей, Чубайс не может подождать?», – возмущается она.
Заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию Виктор Шудегов напомнил главе Минфина об акциях протеста работников образования, которые требуют индексации зарплаты за прошлые два года, когда она была заморожена и в реальном выражении сократилась на 25%.
В то же время Директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев утверждает, что при планировании бюджета необходимо учитывать целый ряд возможных рисков, поскольку (и в этом его мнение, а так
1d11
же мнения многих других экономистов резко отличается от мнения работников Минэкономразвития) «неопределенность в мировой экономике велика и нарастает». Быстрого выхода из кризиса у мировой экономики не получилось: макроэкономические показатели и их динамика говорят о том, что восстановление затухает.
Исчерпывает себя, по мнению эксперта, такой важный фактор экономического роста, как отложенный спрос. Об этом говорит динамика индекса потребительской уверенности, показатель которой по итогам третьего квартала резко снизился на 4 процентных пункта по сравнению со вторым кварталом и составил минус 11%, хотя до этого он повышался. В то же время вновь усилился рост цен.
Свои сомнения высказывает и другой известный экономист – Яков Уринсон: «Мы сегодня не резервируем, а, простите за слово, проедаем. Не улучшается структура ВВП, а также структура экспорта, которую составляет в основном сырье». К тому же инфляция в 7-8% (а ниже она не будет ни по каким реалистичным прогнозам, даже оптимисты из МЭР и Минфина запланировали на 2011 год инфляцию в 6,5%) – это очень плохой показатель. Ведь при инфляции выше 3% никакой технологической перестройки экономики не может быть, считает Уринсон.
Первый вице-президент Ассоциации региональных банков России Александр Хандруев, в свою очередь, указывает на то, что «у нас «ресурсопрожорливая» экономика, и пока это так, меня не интересует темп роста ВВП».
А генеральный директор компании «Финэкспертиза» Агван Микаэлян отмечает, что в бюджете примерно 700-800 миллиардов рублей не расписано по конкретным статьям. Значит, правительство не готово полностью отказаться от антикризисной поддержки и закладывает средства на возможные незапланированные расходы. В то же время заявленный рост ВВП не поддерживается конкретными мерами: самые эффективные способы стимулирования экономики – поддержка спроса через доступные кредиты, увеличение предложения – ограничиваются ранее запущенными программами.
И, наконец, наиболее серьезные претензии к представленному проекту озвучила уже упоминавшаяся Оксана Дмитриева: в проект бюджета заложен неточный прогноз. По ее мнению, правительство указывает заниженные показатели по среднегодовой цене на нефть, объему ВВП и доходам бюджета. Первый замруководителя фракции «Справедливая Россия» также считает, что бюджет только усиливает сырьевую зависимость экономики страны.
Между тем, «Справедливая Россия» подготовила свой, альтернативный проект бюджета, направленный, по словам Дмитриевой, на стимулирование структурного сдвига в пользу несырьевого сектора экономики, обеспечение высоких темпов экономического роста, качественного результата в области создания инновационных продуктов, повышение уровня жизни населения. Однако думское большинство не обратило на него особого внимания, ведь наш парламент – не место для дискуссий и представления проектов, отличных от правительственных. Голосование трехсот с лишним единороссов за проект бюджета, вызвавший столько нареканий у профессионалов, – лучшее этому подтверждение.