Главным событием политической жизни Венгрии за минувшую неделю стало принятие в понедельник 18 октября новой антикризисной программы, предложенной правительством пришедшей к власти в апреле
Главным событием политической жизни Венгрии за минувшую неделю стало принятие в понедельник 18 октября новой антикризисной программы, предложенной правительством пришедшей к власти в апреле 2010 г. партии ФИДЕС. Накануне в субботу правительство допоздна засиделось при обсуждении планируемых мер для того, чтобы уже в понедельник представить их парламенту. В понедельник рабочее заседание венгерского парламента было открыто выступлением премьер-министра страны Виктора Орбана. Вот некоторые носящие программный характер тезисы из речи венгерского премьера:
— «В прошедший период частные интересы и ценности рынка влияли на государственные решения»;
— «Частные интересы опутали государство, а государство финансировало частные интересы из средств, полученных им от общества»;
— «Приватизация государства — самоубийственная модель, которая в конечном итоге разрушает само государство, как представителя общественных интересов»;
— «Только государство способно представлять интересы общества и, если оно этого не делает, то все исчезает»;
— «За покровом сети могущественной бюрократии на самом деле скрываются частные интересы. В любом случае частные интересы следует вернуть обратно туда, где им и место — на рынок»;
— «Задача государства — добиться того, чтобы в каждой сфере на первое место были поставлены интересы общества. И в этом суть второго чрезвычайного плана по преодолению кризиса»;
— «С венгерских налогоплательщиков уже содрали несколько шкур. В прошлом только от них ждало помощи государство. Теперь настало время помочь тем, которые стоят вдали от тягот. Они помогут Венгрии. И до тех пор, пока мы не выберемся из ямы, страна будет требовать поддержки от тех, у кого есть накопленный капитал»;
— «Кому жить приятно, тому надо за это и платить. И чем жить приятней, тем больше надо платить. Общественные тяготы общи для всех. И тот, кто физически способен, должен разделить и взять их на себя».
Итак, стратегической целью правительства объявлено усиление общественных функций венгерского государства. Государственное регулирование экономики в интересах всего общества — вот заявленное содержание антикризисной экономической политики нового венгерского правительства. После речи премьер-министра депутаты парламента приступили к обсуждению сердцевины плана — введения чрезвычайных налогов.
После долгих дебатов, поздно вечером, депутаты парламента 292 голосами «за», 44 — против и при 12 воздержавшихся утвердили основную часть правительственной антикризисной программы. Вместе с фракцией правящей партии ФИДЕС за нее проголосовали и йоббики (депутаты фракции националистической партии «За лучшую Венгрию»). Против голосовали одни социалисты (MSZP). Они посчитали, что предлагаемые правительством меры приведут страну к 65% росту цен на товары и услуги. Любопытно, что вышедшая из социалистической фракции и партии за две недели до этого, известный венгерский п
2000
олитик Каталин Сили голосовала вместе с фидесистами. От голосования за антикризисную программу воздержались зеленые (LMP).
Главным в пакете антикризисной программы правительства Виктора Орбана является введение сроком на три года чрезвычайных налогов на три сектора венгерской экономики: предприятия энергетического комплекса, телекоммуникационные компании и сети розничной торговли. За этот срок правительство планирует получить с них в казну не менее 161 млрд. форинтов (ок. 585 млн. евро). Из этой суммы — 70 млрд. Ft (43 %) предполагают получить с компаний энергетического сектора, 61 млрд. (38%) — с телекоммуникационных компаний и 30 млрд. (19 %) — с розничной торговли. Вкратце суть нововведений сводится к следующему.
Поставщики электроэнергии обязаны будут платить в казну дополнительно 1,05% от суммы своего оборота в независимости от величины прибыли. Здесь особых проблем нет, поскольку до последнего времени в энергетике тариф за поставки электроэнергии и газа потребителям определяется Венгерским энергетическим управлением (MEH), за которым стоит венгерское правительство. В такой ситуации за требованием налога последует и изменение правительственного тарифа на необходимую величину.
Сложнее обстоят дела с двумя другими секторами венгерской экономики. Рассмотрим здесь ситуацию конкретней. Сети розничной торговли, имеющие торговый оборот от 500 млн. до 30 млрд. Ft (около 1.8 — 109 млн. евро), должны платить 0.1% от суммы своего оборота. От 30 млрд. до 100 млрд. Ft (109 млн. — 363 млн. евро) — уже 0.4%. А те, кто имеет оборот более 100 млрд., платят в казну 2.5% от него. Последнего уровня в Венгрии по статистике 2009 г. достигло только шесть трансъевропейских гиганта: гипермаркеты Tesco (573.3 млрд.), Spar (360.2 млрд.), Auchan (226.7 млрд.), Metro (198.3 млрд.), Lidl (152.1 млрд.) и Penny (137.1 млрд.).
За этой шестеркой следует четыре сети (три из которых венгерского происхождения): Magyar Hipermarket (79.6 млрд.) Csemege Match (45.2 млрд.), Aldi (35.4 млрд.) и CBA (25.2 млрд.). Отметим, что предприятия розничной торговли, имеющие торговый оборот менее 500 млн. Ft (около 1.8 млн. евро), освобождаются от уплаты чрезвычайного налога. Таким образом, вне действия чрезвычайного налога остается масса мелких частников, лавочников, владельцев бутиков и всякого рода магазинчиков, которые составляют и составляли по численности значимую социальную величину и при старом коммунистическом режиме. Именно этот слой целое десятилетие систематически страдает от торговых трансъевропейских «мульти», конкурировать с которыми у него нет никакой возможности.
По схожему принципу установлен и чрезвычайный налог на телекоммуникационные компании. Те фирмы, которые имеют оборот менее 100 млн. Ft (364 тыс. евро), от него совсем освобождаются. Имеющие оборот от 100 до 500 млн. Ft должны платить 2.5%. От 500 млн. до 5 млрд. Ft — 4.5%. Телекоммуникационные же компании, имеющие оборот свыше 5 млрд. Ft, обязаны платежом 6.5 %. Венгерский чрезвычайный налог не затрагивает те телекоммуникационные компании, которые заняты в инжиниринге, производстве и не оказывают прямых услуг населению.
Из телекоммуникационных компаний основная тяжесть чрезвычайного налога ложится на 6 фирм. Из них на венгерском рынке с большим отрывом от прочих идет Magyar Telekom (Matv) — «дочка» Deutsche Telekom AG. Matv, в свою очередь, возглавляет целую группу дочерних компаний не только в Венгрии, но и в соседней Румынии, Македонии и Черногории. Оборот венгерского Телекома в 2008 г. в стране составил внушительную сумму — 673 млрд. Ft (2 млрд. 800 млн. евро), а в 2009 — 644 млрд. Ft (2 млрд. 476 млн. евро). И именно он назначен на роль главного плательщика в телекоммуникационном секторе. За венгерским Телекомом следует венгерский Telenor (до мая 2010 г. Pannon GSM) — сумма продаж в 2009 г. 177 млрд. Ft (680 млн. евро). Далее венгерский Vodafone в 2009- 130 млрд. Ft (500 млн. евро). Потом Invitel в 2009 г. — 57 млрд. Ft. UPC — в 2009 г. 55 млрд. И, наконец, DigiTV — 15 млрд. Ft в 2009 г.
Пикантность ситуации с чрезвычайными налогами заключается в том, что правительство возьмет их уже с торгового оборота текущего 2010 г. И платеж в казну фирмы, на которые назначен чрезвычайный налог, должны сделать до 20 декабря сего года. Сумма налога должна исчисляться ими не из объемов оборота текущего, а предшествующего — 2009 г. И в том случае, если фирмы-налогоплательщики заплатят государству к 20 декабря менее 90% суммы налога, на них будет наложена пеня в размере 20% от суммы налогового платежа.
Та скорость и энергия, с которым выступает новое венгерское правительство в деле установления чрезвычайных налогов, свидетельствуют о том, что на самом деле определенный ЕС для Венгрии дефицит бюджета в 3,8% от валового внутреннего продукта в текущем году все еще не достигнут. Тогда же вечером в понедельник, когда депутаты венгерского парламента вели дебаты по балансу бюджета, стало известно то, что тщательно скрывалось как старым, так и новым правительством — венгерская казна на сегодняшний момент не дополучила запланированные законо